Уплотнение грунтов и щебня укаткой
Отсыпка дорожного основания – это очень важный этап в строительстве любой дороги. По-другому его еще называют устройством подушки будущего дорожного полотна. Все работы по отсыпке дорог также включают в себя несколько этапов:
- Вначале основание дороги отсыпают песком, разравнивают образовавшийся слой грейдером, а затем с использованием тяжелого грунтового катка или иной спецтехники производят уплотнение грунта.
- Далее для работы понадобится щебень или щебеночно-песчано-гравийная смесь. С помощью щебня производят отсыпку основания, а затем уплотняют ее тяжелым катком.
Спецтехника для укатки грунта и щебня
Существует несколько видов катков, задачей которых является уплотнение грунтов, а именно статистического и динамического действия.
Вибрационные катки намного эффективнее статических. Их масса от шести до двадцати пяти тонн. Также катки отличаются по виду вальцев (гладкий, кулачковый, решетчатый, пневмоколесный).
Если каток имеет, к примеру, на одной оси гладкий валец, а на другой пневмошины – он называется комбинированный. Пневмоколесным каткам посильны любые типы почвы.
Кулачковые машины используют в основном для уплотнения податливых видов грунта. Это может быть глина, даже с примесью гравия. Песок и влажная почва – не совсем подходящее поле деятельности для катков кулачкового типа.
Укладка и уплотнение материалов в конструкции (в т.ч.засыпка траншей для инженерных сетей), производится послойно. Толщина устраиваемого слоя и количество проходов зависит от уплотняющей способности техники, типа отсыпаемого материала и его влажности.
Лучшие результаты уплотнения грунта удается достичь при его оптимальной влажности.
Надежность земляных сооружений зависит от качества материала из которого они изготовлены и степени его уплотнения.